Головна сторінка
Наші видання
Де придбати?
Як замовити?
Наші новинки
Музичні сувеніри
Авторам
Статті
Контакти
Українська мова

Зателефонуйте нам:
(044) 331-29-42

(050) 31-31-255
(Viber, Telegram)

(097) 726-33-26
(063) 465-59-40
(091) 333-99-88


Статті
С любовью к его величеству «Сольфеджио» (часть 1)
Автор статьи: Михайловская Римма Семеновна


Муз
ыкальная школа сегодня


Мой скромный труд адресован скорее молодым педагогам, хотя я вполне уверена в том, что очень многие опытные коллеги согласятся в целом со многим, что здесь написано.
          Музыкальная школа сегодня уже далеко не такое учебное заведение, каким была ещё лет 15-20 назад. И если раньше дети с трепетом переступали её порог, то сегодня картина совершенно другая, задачи у музыкальной школы совсем иные.
          Мы больше не воспитываем гениев мирового масштаба, мы просто учим наших детей музыкальному искусству.
Во все времена учитель был, есть и будет ключевой фигурой в учебном процессе. Любой из нас хранит в сердце образы любимых учителей детства. А в музыкальной школе  человек, дающий знания культуру, просто обязан быть для ученика человеком особенным в силу того, что музыкальная школа учит детей малыми группами, учит долго, неторопливо, общаясь в близком человеческом контакте.
Учитель, работая с учеником или с группой долгие годы, действительно может повлиять и на формирование у учащихся взглядов  на искусство и на жизненные установки. Как правило, небезразличный учитель всегда работает не только с  учеником, но и с его семьёй. И если есть контакт, то и учёба будет плодотворной и дружба ученика с учителем не разорвётся никогда.
Я считаю, что для хорошего учителя музыкальной школы (а для сольфеджио в особенности)нужны три основные составляющие- хорошее знание предмета, умение передать его ученикам и любовь к детям.
Хорошее знание предмета предполагает совершенное и полное знание музыки, владение игрой на инструменте, иначе трудно объяснить ученику материал только на одной теории. Такое объяснение в отрыве от музыки как раз и вызывает у учащихся ненависть к сольфеджио на всю жизнь. То и дело слышишь фразу – «Да, учился в музыкальной школе, но бросил из-за сольфеджио!» - и это очень печально! Значит,  у человека отбили любовь к музыкальному искусству на всю жизнь!
Но одно лишь только знание предмета не отождествляется с  умением передать навыки  ученикам. История музыкальной педагогики знает немало имён педагогов -  не очень хороших исполнителей, зато гениальных учителей. Хороший учитель, в принципе, никогда не довольствуется достигнутым. Важно ясно видеть цель, смысл и найти такие слова, примеры и методы подачи материала для конкретной аудитории, чтобы ученики не забыли пройденный материал, переступив порог класса. Ясность «построения» в голове у ученика – это залог будущего успеха любого учителя.
Учитель всегда обязан задавать себе вопрос, а главное дать на него честный ответ - « для чего я это делаю, какую цель преследую, чему хочу научить класс или ученика?»
Если у учителя есть стройная продуманная система, то можно не сомневаться – постепенно шаг за шагом  всё правильно и пойдёт.
Лично я считаю, что цель сольфеджио - научить ученика ориентироваться в нотном тексте. И делать это надо на сольфеджио.
Педагог по специальности не должен «ковырять» каждую ноту и задавать ученику тысячи вопросов, изводя  и его и себя, добиваясь ответа неимоверными усилиями. По сути, на работе педагога по специальности «ставится крест». Порочная практика «выпытывания» нот отнимает  силы и драгоценное время  у ученика и преподавателя. А ведь чтение с листа - это прямая работа в классе по сольфеджио. Точно так же, как ребёнок в первом классе общеобразовательной школы читает текст «на время», точно так же, но и  в игровой форме, следует обучать ребёнка, воспитывать его рефлексы.
И третья составляющая форма работы -  любовь к детям. Как известно, всё хорошее в этой жизни начинается с любви. И  музыка, и воспитание – это не исключение из общего правила. Учитель не обязан любить ученика, но с самой первой минуты знакомства хорошо бы учителю подружиться с ребёнком, улыбнуться, расположить к себе маленького человека. И хорошо бы никогда не забывать о том, что к тебе на урок приходит ребёнок, уставший от школы - после 6-8 уроков, часто голодный, неся на себе весь огромный груз «той» школы - весом в 20 кг в форме неподъёмного рюкзака.
Я всегда настаиваю на том, что музыкальная школа должна не только давать знания. Очень важно, чтобы ребёнок спешил к нам, зная, что здесь его любят и ждут. После «обязательной» общеобразовательной школы ребёнок должен успокоиться, расслабиться, даже засмеяться. Музыка и учителя музыки должны помочь ученику в этом. Важно всегда не забыть заглянуть в глаза ребёнка и осторожно, не раня и не обижая его, уточнить, чем озабочен ученик. Вообще, по моему глубокому убеждению, мелочное разбирательство с учеником во время урока -  вещь опасная и мало помогающая воспитательному процессу. Не говоря уже о том, что  от этого основательно портится образ культурного учителя. Сам облик учителя - это уже показательный урок.  Следует всегда стремиться к лучшему, т.к. достигнутое  поначалу, быстро тускнеет. Воспитанный и культурный педагог воспитан и культурен всегда и во всём, а не только в моменты «показухи». Дети это быстро улавливают. В этом проявляется так же и ещё одна распространённая учительская слабость - двойная мораль, которая быстро разрушает доброе отношение к педагогу.
Бывает так, что ученик утверждает, что урок дома он подготовил и может спеть выученное наизусть. Но буквально сразу становится ясно, что это не так. И вот учитель (вместе со всем классом) долгие минуты ожидает ответа, которого нет  и не  будет. Хорошо, если учитель молчит, но зачастую он комментирует ситуацию, оскорбляя ребёнка. Весь класс тоже обращён во внимание. Подобное «театральное» представление, повторяющееся на каждом уроке, ничего хорошего не несёт.  Во– первых, потеряно время урока; во-вторых, по сути дети попусту пришли в школу и стали свидетелем бичевания одноклассника; и  в третьих, прав будет нерадивый ученик, если он вечером того же дня покинет навсегда и этот злополучный класс и эту ненавистную школу.

Учитель просто обязан быть великодушным!

Да, ты видишь, что ученик не готов! Обрати всё в шутку. Выучи  тут же этот же музыкальный пример со всем классом. Странспонируйте  его в  несколько тональностей, сыграйте на фортепиано, да ещё и с   аккомпанементом  (хоть примитивным) и проблема будет решена.
Самое дорогое на уроке – это время, которое молниеносно убегает. Можно придумать большие планы на урок, но важно найти и задать классу правильный темп работы, чтобы воплотить задуманное и интересно, и музыкально, и с большим уважением к человеческому достоинству ученика. Ведь воспитывать уважать  другого человека нужно начинать тоже с самого раннего возраста.
Нам родители доверяют самое дорогое в жизни - своих детей! Совершенно не важно,   что уже с самого знакомства с ребёнком, опытный педагог верно составит мнение об ученике и его семье. Кстати говоря, уровень обеспеченности родителей ни в коем случае не должен влиять на учёбу ребят.
Музыкальная школа, как любая другая школа, в которой ребёнок находится в самом тесном контакте с учителем, обязательно занимается и воспитанием учащихся. Пусть и небольшая группа детей в 8-10 человек, но и этот класс должен стать для ученика домом родным. Между ребятами должны царить 
Уважение и Дружба. В том то и состоит задача и талант учителя, чтобы в классе для ребят создать комфортные условия, чтобы в такой класс хотелось приходить  учиться вновь и вновь!
Я очень часто слышу от родителей, что  в нашей школе дети отдыхают душой, что ребята с удовольствием приходят, на уроки. И это дорогого стоит! Ведь музыкальная  школа не обязательная общеобразовательная, в которой зачастую с ребятами не церемонятся и просто откровенно ненавидят.
В такой ситуации музыкальная школа, где всегда всё спокойно, размеренно, где учитель улыбается ученику и ласково с ним разговаривает,  в такой ситуации музыкальная школа воспринимается как оазис, как глоток чистого воздуха. В отличие от общеобразовательной школы, музыкальную школу легко можно бросить, сменить, потому, если в школе работают учителя, на уроки которых едут с другого конца города, то честь и хвала такому учебному заведению!
По сути своей учитель по сольфеджио работает с группой и почти все формы работы на уроке призваны мобилизовать внимание учащихся для продуктивной работы. Но по форме любая коллективная работа может быть и расчленена на какое-то непродолжительное время, чтобы вовлечь любого ребёнка в процесс. Зачастую можно наблюдать, как учитель «отбарабанивает» материал на уроке как заяц, даже не заглядывая в конец класса и не обращая внимания на «галёрку»  (на последние парты). Такая практика очень порочна! Я считаю, что,  по крайней мере, на первых порах,  нужно и должно петь вместе с ребятами. Крайне необходимо вовлекать в пение весь класс, ведь есть дети стеснительные, малоспособные, есть мальчики, у которых мутация и они временно не поют. Все мы  (сольфеджисты) знаем, что только через пение идёт воспитание слуха, поэтому  учитель всегда должен всё делать вместе с группой и лишь иногда становиться слушателем и наблюдателем. И так шаг за шагом, день за днём. Только тогда мы вправе ожидать результатов, когда есть ежеурочная  певческая осознанная работа. Я  вообще  предпочитаю работать с группой за фортепиано. В тесном кругу удобнее всё объяснить, легче услышать все огрехи и моментально их устранить. В том то и дело, что всю теорию музыки можно рассказать за пару-тройку часов, а воспитание навыков растягивается на долгие годы.
Учитель в школе - это пример для подражания. Если учитель хорошо владеет игрой на инструменте, можно не сомневаться - его ученики будут играть на конкурсах. А в классе по сольфеджио (а ещё в большей степени по музлитературе) владение игрой на фортепиано – это полное обожание детей и их родителей. Сухая по своей природе теория обязательно должна быть расцвечена музыкой - разнообразной, яркой. Каждый последующий урок должен быть новым шагом, следующим этапом для ученика, для группы. Если учитель озадачен такой методой, то процесс идёт интересно и увлекательно. Как некоторые коллеги, мне кое-кто возразит, что при уровне современной техники совсем не обязательно самому учителю играть - достаточно включить проигрыватель или магнитофон и нужная музыка  прозвучит. Конечно это так. К тому же наши дети умеют нажимать на кнопки лучше нас. То, что мы только-только осваиваем в современной звуковоспроизводящей технике, дети наши уже давно забыли. Но в том-то и дело, что к нам ребята приходят не только слушать, а учиться исполнять музыку. И вот в этом – то  весь фокус -  научить, играя, как мне кажется, это более интересно, педагогично и правильно.
Вообще план работы для конкретного учителя- это выстраданное любимое дитя. Я лично много раз создавала планы, этакие «глобальные труды» на все уроки, по всем классам, по всем отделам, с учётом всех форм работы. И это очень хорошо. Пусть что-то и не проходится (его можно перенести  и на следующий урок), но система подачи знаний остается, и ученик ощущает, как «подкованный» учитель всегда готов провести новый  урок, помятуя о предыдущем, заглядывая в следующий урок. То есть налицо целая цепочка знаний и навыков, увязанных воедино общей целью, задачей и конкретными методами воплощения в реальную жизнь. Такие планы тоже не статичны, в них обязательно вносится что-то новое, накопленное опытом и наблюдениями педагога.
Очень важно для ребёнка связать его работу в классе по специальности с сольфеджио. Я всегда прошу детей принести их «родные» ноты и, играя их в классе, по сути, для ребёнка заново рождаю на свет «его» ноты, т.к. оказывается, что в них есть и логика построения, и какие-то элементы музыкального языка, и трудности (включая ритмические и мелодические), давно пройденные в классе по сольфеджио. А самое главное- то, что делается в двух разных классах и разными учителями, вдруг оказывается единым целым и озадачивает ученика не на шутку- это ли не момент истины! Мы делаем единое, общее дело. При таком подходе к тексту выигрывает, прежде всего, ученик, который учится думать и складывать знания и навыки в стройную систему.
Я совершенно уверена в том, что грамотный учитель- это прежде всего думающий, размышляющий учитель, анализирующий учитель, который прежде всего любит музыку в себе, а не себя в музыке (перефразируя Станиславского).
Свой личный опыт в преподавании – бесценный дар, которым можно и нужно делиться! Вопрос не в том, что ты хочешь что-то сказать; вопрос в том (как сказал учитель Мельников из к/фильма  «Доживём до понедельника»  - «Что у нас есть, чтобы отдать детям?»  Другое дело подойдёт ли это коллегам по цеху.  Но ведь никто никого не неволит!
Очень сложной, но важной  и увлекательной является работа над ритмом в классе сольфеджио. Ведь у нас именно тот предмет, где ритм можно «оторвать» от звуковысотной  мелодической стороны. И здесь для учителя прекрасная возможность для проявления творчества и умения. В работе над ритмом хорошо всё: и карточки, и буклеты, и прохлопывания, и секвенции, и импровизация, и речёвки, и попевки со словами. Важными остаются  только несколько моментов:

•    чтобы процесс обучения был игровым, не долгим, не утомительным, разнообразным
•    был увязан с музыкой, со слушанием музыкальных произведений
•    чтобы вовлекались все дети (группой или по очереди)
•    чтобы в работе над ритмом в средних и старших классах педагог применял более сложные формы работы.

Image

Дети всегда должны понимать конечную цель подобной тренировки навыков, а главное - это должен знать сам учитель.
Я за то, чтобы ученик чётко проговаривал ритмические мелочи в увязке с чётким дирижерским жестом или тактированием. Когда в голове ученика будет правильное построение, и он поймёт какая перед ним доля такта и что на неё приходится, тогда ученик легко подставит ноты и, повторив несколько раз фразу, будет идти вперёд уверенно, а главное осознанно. Следует обратить внимание ребят на оформление текста, на то, что все звуки, приходящиеся на одну долю такта, держаться вместе «за ручки» (кроме вокальных примеров).
Чудесная вещь ритмические партитуры - в них видна вся вертикаль и горизонталь текста. Я даже придумала  наглядное пособие для младших классов и с успехом использую его в своей работе. Оно напоминает ритмические карточки (на 2/4 , можно сделать на любой размер).
Поначалу работа ведётся с одной строкой ритмических формул. Позднее добавляется 2-ая строка. Получается модель одного такта. Передвигая влево и вправо картонки с записью ритмических формул на двух строчках, всякий раз можно получать новые сочетания. Получился один такт для исполнения двумя руками. Вначале я предлагаю сыграть на фортепиано то, что записано для правой руки на одной клавише (обязательно со счётом вслух). Так же играем то, что написано для левой руки, затем соединяем и играем полный такт двумя руками. Медленно, но уверенно и осознанно. Это действительно долгий процесс, но я глубоко убеждена – пока ребёнок не  « потрогает» каждую ноту, пока не поиграет с ней, не осознает путём практики  то, что мы называем ритмическим рисунком,  до тех пор ноты будут для него проблемой и всякий новый разбор текста – мучением.
Работая с таким учебным пособием, ребята получают ещё одно важное понятие «консонанс» и «диссонанс».
Каждый вариант исполняется дважды, или до тех пор, пока не будет положительный результат (не очень долго). Если какому-то ребёнку сложно работать с двумя строчками пособия, необходимо задержаться с работой на одной строке. Не дай Бог, чтобы ребёнок почувствовал усталость или неуверенность от непонимания задания. Никогда нельзя доводить ученика до слёз. Совершенно недопустимо, чтобы ребёнок плакал на уроке! Шутка - вот спасение; отвлечь, приласкать, занять чем-то другим, а со временем (обязательно в игре) вновь вернуться к материалу.
Чуть позже, когда ребята уже освоились с пособием (мы, конечно, называем это игрой), - можно предложить подставить в формулы ноты, записать полученное на доске (или в тетради) и снова проиграть и пропеть. От желающих «поиграть» нет отбоя.  Самый   главный  результат – дети  не боятся текста.
Так можно работать и над начальным этапом  двухголосия . Это замечательная увлекательная игра, моментально дающая результаты. Она учит детей видеть оба голоса - вертикаль. Мои коллеги - пианисты сразу оценили такое изобретение, позволяющее активизировать ежеурочный  учебный процесс, при этом ребёнок не только не устаёт, а действует очень собранно и включается в работу с радостью.

 
<< Початок < Попередня 1 2 3 Наступна > Кінець >>

Всього 1 - 1 з 3
 
 

© 2018 Нотне видавництво «Мелосвіт» - ноти, нотні збірки, музична література.
Лайф-коучинг