Головна сторінка
Наші видання
Де придбати?
Як замовити?
Наші новинки
Музичні сувеніри
Авторам
Статті
Контакти
Українська мова

Зателефонуйте нам:
(044) 331-29-42

(050) 31-31-255
(Viber, Telegram)

(097) 726-33-26
(063) 465-59-40
(091) 333-99-88


Статті
С любовью к его величеству «Сольфеджио» (часть 3)
Лучше, если в примере есть слова, тогда детям легче запомнить интонацию и подобрать дома на инструменте. Очень хорошо, даже предпочтительно перед другими примерами, если образцом для интонации является народная песня. Только таким образом можно формировать у учеников любовь к национальному искусству; кроме всего прочего, генетически учащиеся легче всего схватывают, а главное запоминают простую, бесхитростную, знакомую (пусть и на подсознательном уровне) народную мелодию или отдельную интонацию.
Поначалу, кажется, совсем лёгким при объяснении найти песню, быстренько объяснить классу, спросить и отпустить домой. И что в результате? И ничего!
Потому как пример должен быть ярким  и незабываемым. Это своего рода  «попадание в яблочко». Мелодия должна быть воспроизведена учеником дома самостоятельно. Если этого нет, если ученик даже в классе тяготится с запоминанием и воспроизведением интонации интервала или аккорда, то радости не будет ни ученику, ни учителю и  момент «счастливого познания» не состоится.
Речь идёт о самом начальном этапе работы над интервалами и ещё в большей степени над аккордами - построении в мелодически развёрнутом виде, когда дети чётко должны осознать и запомнить особенности каждого интервала и аккорда.           

По моему глубокому убеждению, в голове у учащихся должна быть полная ясность. Поэтому, когда я с группой прохожу интервалы, когда дети уже чётко научились строить их от звука ↑ и ↓, я  прошу ребят построить, записать и спеть их в тетрадь в таблицы, которые выглядят так:
Image


Построенные интервалы и аккорды мы поём  подряд или в разбивку с верхней и нижней строчки.
Эта таблица помогает ребятам на практике осознать и не бояться строить интервалы и аккорды ↑и↓. Кроме того, как известно из мудрости великих , «Только в сравнении познаётся истина».  И вот так вот сравнивая один с другим, другой с третьим интервал или аккорд,  дети вскоре с уверенностью пропоют эти элементы и от звука и в тексте.
По началу это кажется утомительной работой, но это только в начале. Задача учителя систематически проверять домашнее задание и вместе с учеником исправлять написанное.

Ошибка не только должна быть выправлена на бумаге, основное и главное – ученик должен понять, в чём он ошибся, в чём заключается ошибка.
Я думаю, что такой общий взгляд на систему построения, на интонирование интервалов и аккордов приносит огромную пользу, тем более,  что это главные элементы музыкального языка. Поверьте, в классе по специальности ученик чётко сыграет нужный скачок и осознает его, а в случае необходимости тут же выправит ошибку, ухом осознав её.
Каждое построение, каждое, каждое задание на дом я очень прошу ребят исполнять трижды, т. к. только в таком альянсе можно достичь результата: написать, сыграть и спеть. И плохо, если отсутствует хоть одна из составляющих.
Работа над гармоническим изучением интервалов и аккордов - это следующий этап и предполагает работу по многим направлениям: анализ на слух гармонических последовательностей, анализ фортепианных пьес (или пьес по специальности) с попутным акцентом на способ фактурного изложения аккордов. Ясно, что данная работа очень сложная и кропотливая. Развитие гармонического слуха учащихся требует от педагога умения, терпения, спокойствия духа, а так же солидной и последовательной подготовки дома. Главное, чтобы ребята не «спали» на уроке, чтобы вовлекались в процесс обучения. Хорошо бы привлечь в качестве учебного материала больше примеров не только классического репертуара, а и современных высокохудожественных образцов. Ведь ребята неплохо разбираются (лучше взрослых) в современных песнях. Важно привлекать материал яркий и эмоциональный, такой, как песни А. Петрова, Р. Паулса, И. Крутого и многих других композиторов. Можно с успехом использовать проверенные временем советские песни. Можно даже попросить учеников найти примеры скачков на интервалы в знакомых песнях или пьесах -вдумчивое отношение ребят к предложенной работе обязательно даст положительный результат.
Главное для учителя - делать всё вместе с учениками, не за них, не вместо них, а рядом с ними, внимательно выслушивая мнение ребят. Очень часто суждения детей бывают и неожиданными и нетрадиционными. И если ученик «раскрывается» в классе с такой стороны - это же замечательно! Маленький человек имеет своё мнение, при этом он уважает авторитет педагога! Только уважая личность ребёнка, его человеческое достоинство, только веруя в маленького человека, кропотливо наставляя его на путь истины, можно воспитать не только хорошо образованного музыканта, но и человека, способного отстоять своё мнение, свою позицию! И именно это в жизни ребёнка пригодится всегда (даже в начальных классах школы и не только школы).
Музыкальная школа с е небольшими классами детей, с постоянными индивидуальными контактами даёт подлинному педагогу возможность сотрудничества. Вводя детей в «храм» музыки, давая определённые знания, на первом плане всегда обучение должно идти рядом с уважением. Музыка учит многому, в том числе умению «слышать» другого человека, вслушиваться не только в музыкальные звуки, но и в смысл человеческой речи. Сегодня школа музыкальная - это часто то единственное  место, где с ребёнком просто разговаривают «по душам». Музыкальное воспитание- это не только сумма знаний по сольфеджио, музлитературе, обучение игре на инструменте или пению в хоровом классе. Опытные учителя- люди с большим стажем работы, зачастую и опытные родители. А дети часто приносят в школу и свои беды, и заботы. Иной раз, выпуская ученика на сцену, мы его учим, и одеваться, и правильно наносить макияж - а как же, ведь перед ним сцена и  игру ученика не только слушают, но и смотрят на него! Всё это жизнь и музыка только её часть. Хорошо, если она  остаётся с ребёнком навсегда!

Некоторые учителя любят давать учащимся задания переписать что либо из учебника прямо на уроке. Я лично плохо отношусь к таким заданиям в классе,  рассчитанным на длительное исполнение.
Конечно, в самом начале обязательно нужно детально на доске и индивидуально в тетради каждого ученика показать правописание нот, при этом сразу учить ребят писать нормальные головки нот, а не рисовать огромные «головы» и после их закрашивать. Но позднее, я думаю, это делать в классе не обязательно, т. к. уходит очень много драгоценного времени урока впустую. Ведь предмет «сольфеджо» - это пение, пение и ещё раз пение. И только через пение воспитывается музыкальный слух. А если ребёнок ¾ времени урока посвящает тупому переписыванию нот, считайте -  урок потерян. Есть смысл по памяти записать выученное дома, и то быстро - на время.  
Точно так же, мне не всегда ясны цели и задачи учителя, у которого учащиеся в классе переписывают номер из учебника, а затем под нотами подписывают интервалы. Таким образом выучить интервалы нельзя! И вновь теряется время урока, а результат работы нулевой. Это самый настоящий просчёт учителя. Я не говорю, что не надо анализировать текст и находить составляющие интервалы.
Но это делается однажды, а не часто. 
Учитель при этом отдыхает, время урока убегает, а  ученик, по сути, ничему путному не учится, тупо отсиживает время урока. Для того, чтобы как- то взбодрить группу (а иногда и себя уставшую), я провожу этакую теоретическую разминку. Ребятам надо систематически задавать на уроке вопросы и не только для того, чтобы они не уснули. Вопросы эти должны выявить степень осознания материала, увязки одной темы с другой. Необходимо просить детей найти в своих «родных» текстах  (по специальности)  какие - то элементы музыкального языка, которые в данный момент проходятся в классе по сольфеджио. Ученики с радостью это выполняют. От такого совместного труда есть настоящая польза, радость открытия и сотрудничества с учителем по сольфеджио и по специальности. Меня очень радует, когда преподаватели- специалисты хвалят ребят, которые на их уроке находят в тексте знакомые интервалы, аккорды, могут рассказать учителю о форме произведения. Именно это я считаю самым важным, самым главным в своей работе! 
Твёрдая позиция учителя - тоже залог успеха. Полагаю, хороший учитель не тот, который хорошо объясняет материал на уроке, а тот, который бесконечно теребит ребят на уроке и спрашивает- выспрашивает. Вот и надо повторять, повторять, повторять! Но не как дятел «долбить» одно и то же. Нужны разные примеры, в том числе и современные. Как, скажем, объяснять синкопы, не поставив перед глазами ученика джазовые композиции?
Закостенелый в своих догмах учитель - страшное, уродливое явление на сегодняшний день! Есть масса нот, выпускаются новые, современные сборники. Конечно, ясно, что даже мы, учителя, такие тексты сразу с листа не сыграем и не споём. Но вот тут- то и наступает время общения, взаимодействия с группой! Почему бы шаг за шагом не попытаться разобраться в тексте вместе и рядом с учениками? Глядишь, вскоре и результат появится! А ученикам польза и ещё одно важное открытие, ломающее стереотип - и учитель не бог и царь, и он тоже может кропотливо работать над текстом (так же как и я). «Не бояться текста»- это самый главный мой лозунг и научить этому просто обязан учитель сольфеджио.
Иногда приходят ученики (особенно скрипачи) и приносят ноты, в которых сплошные ритмические трудности. Учитель по специальности не хочет заниматься текстом, к тому же ещё и кричит. Вот и приходит ученик чуть не плача. Куда? Конечно ко мне – Маме родной! Мы садимся рядом и просто читаем (по началу), т. е. поём текст с дирижированием; успокаиваемся; прорабатываем все сложности,  все трудности. И когда становится ясно, что остальное учащийся сможет сделать самостоятельно, я его отпускаю.  Уверена – дальше у него всё будет хорошо.
Что касается работы с учениками младших классов (и подготовительных отделений), то, как и любое методическое пособие, я рекомендую «вспомнить молодость». Игровой момент- это основа обучения. В детях начальных классов мы видим такое неподдельное обожание и любовь, какие не увидим больше никогда! И отдача на уроке от этих учеников огромна. С маленькими нелегко. Необходимо часто менять формы работы, быть постоянно в форме игры, что - то попутно придумывать, играть вместе с ними; смеяться, улыбаться, при этом следить за поведением шалунов, которым просто мало места. Они не знают слов «нельзя», «надо». Такие дети привыкли быть центром внимания дома и требуют такого же внимания к своей персоне и в музыкальной школе. А это не всегда возможно и оправдано.
Очень не просто бывает найти общий язык с нянями и бабушками, которые просто привели детей в школу и не хотят озадачиваться проблемами и этой школы. А без обоюдной любви учителя и взрослых воспитательный процесс буксует. Другое сейчас время - редкие папы и мамы могут сорваться с работы и привести ребёнка вовремя в школу. Вот и этот компонент тоже приходится учитывать.
В силу перечисленных причин, а так же особой занятости детей средних и старших классов,  как-то само собой вышло, что единственным временем для занятий музыкой остался урок в музыкальной школе. Т. е. урок в классе по сольфеджио, музлитературе, а часто и по специальности. Такие словосочетания, как «домашняя работа» или «домашнее задание» самым волшебным образом превратились в архаику. Поэтому, классный урок- время бесценное и на таком уроке необходимо трудиться  в « поте лица», т.к. выполнения домашнего задания (хоть оно и будет записано в дневнике), может и не быть и часто не бывает.
А если учитель начнёт настаивать, тот тут родитель произносит цветистую речь о степени занятости своего чада (любого возраста) и этот же родитель произносит крамольную фразу «Тогда мы бросим музыкальную школу!» Картина ясная - это и есть реалии сегодняшнего дня. В борьбе за ученика учителя не всегда выигрывают и вынуждены отступать. Разумеется, не все такие родители, многие умеют организовать время ребёнка по максимуму, но подобные «казусы» встречаются в последнее время очень часто.
Поэтому непосредственно классные уроки – самый важный стержень в обучении. Всё учится и разучивается только в классе! Давно канули в Лету полотнища заданий по сольфеджио и по другим предметам. Если и есть задания (они конечно должны быть), то, прежде всего, они включают в себя минимальное повторение и закрепление пройденного на уроке в классе. А учителю очень важно найти время на уроке (хоть пять минут) и проверить выполнение домашней работы, а то, как бы потом не обнаружить, что никто ничего и не думает выполнять (ведь всё равно не спросят). Опять пословица - «Доверяй, но проверяй».
Часто дети меня спрашивают «Что делать на каникулах?» Как правило, я не задаю ученикам заданий на каникулы – значит, мы плохо работали в течение четверти, если я не могу дать отдохнуть детям хотя бы долгожданную неделю. Всё равно, ничего путного за это время они не «наваяют», пусть лучше отдохнут, особенно малыши (да и родители тоже). Лучше, если дети с родителями в это время вместе сходят на концерт, на музыкальный спектакль – от такого отдыха действительно будет и удовольствие и польза!
Общеобразовательная школа приучила детей и родителей к беспрекословному  повиновению, хотя, я думаю,  никто не вправе бесцеремонно распоряжаться и их временем и их желаниями.
Да, необходимо детей учить, но этих же детей нужно уметь любить и жалеть. Ведь все они наши дети! Способные и не очень способные, иногда смешные. Степень способности ученика очень важна, но подспудно ребёнок приходит к нам, желая научиться играть на инструменте, петь, узнать много интересного и важного; но самое главное чего ожидает ребёнок, чтобы учитель его любил, уважал и никогда не обижал.
Безмерна благодарность родителей, которые приводят к нам своих детей- калек, слабовидящих, слабослышащих и других  детей- инвалидов. Учителя всегда должны помнить о таких детях. Создавать им в классе режим наибольшего уважения и внимания, строго следить за «моральным климатом» в классе, пресекая всякие попытки издевательства над больным ребёнком.
Много лет у меня занимался ученик А., рожденный с 5% слухом, перенесшим трудную операцию. Он всегда сидел на первой парте, на «своём» месте. И все в классе знали, что это место А. Этот мальчик стал прекрасным пианистом, затем окончил  школу и как гитарист. Семья ученика в своё время боролась за право обучения А. в простой (не специальной) общеобразовательной школе. И наша музыкальная школа стала для этого ученика очень важной и необходимой. Он просто полюбил учителей, которые в него поверили.
Вообще с детьми в классе нужно разговаривать и объяснять им что такое «хорошо», а что такое «плохо». Школа общеобразовательная уже давно исключила воспитательный момент из своих функций, оставив только обучающий и карательный. Там редко с детьми разговаривают просто по-   человечески. Не всегда у детей есть контакт с родителями, не всегда сами родители способны объяснить своим детям правила человеческого общежития. И зачастую только у музыкальной школы (там, где хотят и умеют) находится для воспитания и время, и силы, и желание. Воспитывать детей приходится и в младшем, и в среднем, и в старшем возрасте. Дети растут, вместе с ними растут и их потребности, изменяется характер. Переходный возраст со всеми своими «сюрпризами» - это как раз период обучения в музыкальной школе. И роль учителя в это непростое для ребят время бесценна.
А с малышами необходима игра. Очень давно,  моя свекровь – талантливый педагог – наставляла меня, что только в игре маленькие дети охотнее познают истину. Опытный учитель  всегда ищет способы подачи материала в игровой форме, совершенствует уже известные и создаёт свои собственные обучающие игры. Такие игры всякий раз вовлекают детей то в работу над ритмом, то в работу с нотами и нотоносцем, то в работу над овладением клавиатуры и так далее. Я порой так увлекаюсь, что (как шутят мои коллеги) неизвестно кто с кем играет- то ли я с детьми, то ли они со мной.
К слову сказать, я всегда стараюсь привлечь к объяснению не доску, а клавиатуру фортепиано. И это во всех классах - и у пианистов, и у скрипачей, и особенно у «народников». Дело в том, что многие дети в силу всяких причин не имеют теперь предмета «общее фортепиано». Поэтому педагогу сольфеджио с самых первых уроков необходимо строго следить, чтобы такие ученики всё познавали в увязке с клавиатурой, чтобы они всё прочувствовали, проиграли, запомнили на  фортепиано, а дома попробовали бы найти на своём инструменте. Это очень важно для всего дальнейшего обучения детей.
Часто приходится слышать, что «народники» не такие талантливые, как пианисты и с ними тяжело работать. Из своего опыта работы знаю, что это не так. На моей памяти среди ребят этого отдела встречались замечательные ученики,  и весь класс работал так же активно, как и пианисты. Думаю, что такая практика разделения учеников по отделам и навешивания на детей определённых «ярлыков» по сути своей порочна. Всё дело опять- таки в учителе - «не место красит человека, а человек место». Обязанность учителя найти подход к таким учащимся, искать другие формы работы, дающие необходимые результаты, возможно, более кропотливо объяснять и закреплять материал.
Встречаются в школе педагоги по специальности, которые всячески покрывают своих учеников - злостных прогульщиков сольфеджио. Это отдельная тема. Одно лишь могу сказать – ученик, систематически прогуливающий сольфеджио - настоящая «головная боль» для педагога по специальности. Потому, что всё, что   делают сольфеджисты с группой, такому педагогу поневоле придётся кое - как проходить с учеником в своём классе. И вот в этом случае он и будет «толочь» каждую ноту. В младших классах  ещё  куда ни шло. А дальше сразу сузится круг произведений, которые можно предложить ученику, т. к. серьёзное и большое по форме произведение,  где затребованы многие навыки, окажется «не по зубам» учащемуся. Так одна крошечная проблема игнорирования предмета сольфеджио перерастает  в совсем другие проблемы в классе по  специальности. А ведь такой проблемы  можно не допустить, если внушать и детям и родителям, что у них нет морального права выбирать школьные предметы по своему желанию.  Коль они ученики школы, то и обязаны ходить на все уроки. В общеобразовательной школе им никто не позволит так себя вести, выбирая предмет «по вкусу»!
Из многолетнего опыта я совершенно точно могу сказать, у каких педагогов по специальности дети всегда  ходят на уроки по сольфеджио, а у каких или не ходят или много пропускают. Этот вопрос напрямую связан с классным руководителем (преподавателем по специальности), который или следит за посещением своими учениками сольфеджио, или всё пускает на самотёк. Если специалисты интересуются данным вопросом - всё будет в порядке. Это уже просто аксиома.
Работа педагога – сольфеджиста  не может и не должна быть изолированной, оторвана от практики, от игры ученика. С самых первых занятий нужно внушать ребятам неразрывную связь между тем, что они делают по специальности и по сольфеджио; с самых истоков обучения ученик должен почувствовать обоюдное сотрудничество двух педагогов, не антагонизм (как иногда случается), а стремление объединить познание  в единое русло. Следует хвалить ребят пускай за небольшие достижения, особенно за инициативу; не за способности, данные от природы, а за желание активно работать в классе и дома, за импровизацию, за старание.
Также я уверена, что учитель (любой учитель) никогда не должен «выходить из себя» и срывать зло на детях. Как бы ни было трудно, необходимо помнить, что ученики ни в чём не виноваты, а главное, не могут ответить взрослому той же монетой. Подобных стрессовых ситуаций невозможно допускать! Ничто не может оправдать расшалившиеся нервы и несдержанность педагога. Детям и так достаётся немало волнений в общеобразовательной школе. Мы просто обязаны щадить их здоровье и работать в спокойной, рабочей, весёлой обстановке, уважая друг друга.
Самое уродливое явление, которое иной раз приходится наблюдать, когда в свары педагогов поневоле втягиваются учащиеся и, по сути, становятся «разменной монетой» в междоусобной войне. В орбиту вражды непременно втягиваются и родители …и клубок завязался. Как учит сама жизнь – никакой ученик не стоит того, чтобы из – за него «ломать копья» с коллегами. Главное в учителе – достоинство. Следовательно, мы должны преподносить детям достойные примеры человеческого общения. Ведь, право, не за нашими обидами ребята приходят в школу!
В музыкальной школе роль учителя ведущая, ключевая. Это неправда, что нет учителей незаменимых. Встретить таких людей на жизненном пути - большая удача, счастливый билетик!
Хочу остановиться ещё на одной форме работы. Чаще всего этим занимаются сольфеджисты, и совсем не плохо, если  школа может выделить на такие занятия индивидуальные часы. Речь идёт о классе композиции, по сути творчества.
Последние годы наше телевидение активно пропагандирует среди молодёжи уверенность в том, что можно просто прийти на площадь (ничего, по сути, не умея), спеть 1-2 песенки и стать «звездой» со всеми причитающимися дополнениями  к этому титулу. Такая тенденция кажется мне очень опасной и вредной. Для молодёжи очень привлекательна вся эта мишура, хотя мало верится, что вот так «с улицы» можно достичь музыкального Олимпа, А самое главное, что такая систематическая атака СМИ порождает в молодых людях уверенность, что «без труда можно рыбку достать из пруда».
Все настоящие музыканты отлично знают – вокал- это не просто труд, а титанический труд. И люди, связанные с эстрадой, если они что-то собой представляют, на самом деле образованные музыканты (или хотя бы стремятся получить знания). Как достигается популярность и слава- это разговор отдельный. Я сейчас говорю об этой теме не случайно. Многие ребята в  школах, глядя на «рождение» звёзд, и сами немедленно желают стать звездой. Не все, конечно, жаждут петь (слава Богу). Поэтому нужно объяснять учащимся истинную картину вещей, а с теми, кто хочет и может сочинять музыку, заниматься композицией.
Работа эта очень щекотливая. Как правило, она сводится к тому, чтобы научить ученика правильно и грамотно оформить придуманное. При этом необходимо внимательно слушать ученика, чтобы сохранить его  начальную задумку и не подменить её своим собственным видением и умением. Почти сразу становятся видны (и слышны) все огрехи по сольфеджио. Потому следует очень аккуратно, чтобы не ранить ученика, направить ход его мысли в нужном направлении. Я думаю, что анализ произведения ученика должен быть со стороны учителя спокойным и уверенным. Работа должна вестись вокруг того, чтобы научить ребёнка самому правильно оформить им задуманное. Часто приходится говорить о музыкальной форме и невзначай посоветовать то или другое. Такое общение не должно носить характер «буксира».
Много времени уделяется гармоническому оформлению (часто фактурному изложению). Неплохо привлекать примеры из классической музыки.
Я часто вспоминаю М. А. Балакирева и его блистательные «уроки» для друзей. Воистину это великий опыт и его во всех аспектах следует взять на вооружение, конечно исходя из того, что перед нами юные существа, жаждущие  творить.
Мне думается, что в классе композиции для педагога важны так же и психологические моменты. Есть ученики сомневающиеся, в них необходимо вселить веру, убеждение, относится к их «детищам»- произведениям, как к хрустальной вазе. Открытость по отношению к учителю, доверие к нему, позволит ученику поверить в себя. Часто ребята боятся критики со стороны взрослых. Разумеется, нужно их и похвалить, а там, где нужно указать и на ошибки или неточности. Важно, чтобы ученик не был напряжен. Спокойствие духа и уверенность в себе - самое главное для таких ребят.

Как и в любой другой музыкальной школе, у нас работают учителя, которые наряду с классической музыкой, учат детей играть песни и петь их. По правде говоря, многие ребята зачастую именно за этим к нам и приходят - особенно гитаристы. Я думаю, мы обязаны идти навстречу детям и именно этому их и учить, если умеем. Сегодняшняя жизнь требует от молодёжи самовыражения. И это прекрасно, когда ученик, уходя из школы,   уносит с собой подобные навыки,  а так же множество песен, проверенных временем.
Однако, не все педагоги с этим согласны. Они публично подвергают учителей- новаторов остракизму, издевательствам, навязывая своё мнение, утверждая, что не дело профессиональной школы учить детей песням, «попсе». По-моему, это недопустимо - и в плане человеческом, и коллегиальном,  профессиональном. Ведь каждый учитель делает то, что умеет с наибольшей отдачей. К тому же вот ещё одна связь сольфеджио с жизнью - вот практическая гармония, звучащая в аккомпанементе, в различной фактуре изложения! Ведь не ради тупой «долбёжки» мы дрессируем ребят на гармонических цепочках, на слуховом определении и исполнении последовательностей аккордов и интервалов! Это же здорово, что ребята на практике могут использовать знания, полученные в классе сольфеджио, а заодно проявить себя в любой компании, как культурные и образованные люди, как к личности! И тот педагог, который сегодня (в XXI веке) не понимает, заслуживает, по меньшей мере, удивления! Кроме того, репертуар исполнителей прекрасный, высокохудожественный. Воистину, с догмами необходимо бороться, а главное смело утверждать своё собственное мнение. Педагогам, придерживающихся таких вот догм, хочется сказать «Страшно далеки  вы от народа, друзья мои!  Спуститесь-ка  на землю»!
Последних  5-7 лет как-то не получается дружба с общеобразовательной школой. У них как бы «своя свадьба, у нас своя». Чтобы прийти в школу по набору детей, нужно заранее договориться с администрацией, т. к. внизу ни один кордон (а сейчас любая школа имеет охрану), ни один кордон дальше порога учителей не пустит. Кроме того, смотрят на учителей музыкальной школы, как на отнимателей  хлеба.
Последние годы общеобразовательная школа просто требует от учащихся посещения многочисленных  факультативов в принудительном порядке, поэтому, ученики средних, а особенно старших классов, в музыкальную школу могут попасть самое раннее к 15.45. Вот и стройте расписание, учитывая все факультативы. Я уже не говорю о том, какими такие ученики доходят до нас - дети просто спят, они вымотаны, издёрганы, голодные. А ведь в  15.45 в нашей школе уроки для таких ребят только начинаются! Некоторые учителя общеобразовательной школы откровенно считают, что в музыкальной школе дети просто «губят» своё время. Да, приходится вспоминать старые, добрые времена, когда музыкальная школа была на недосягаемом пьедестале, и никому в голову не приходило изрекать подобные фразы!
Точно такое же отношение сложилось в общеобразовательной школе и к другим художественным школам, танцевальным и  вокальным коллективам, спортивным секциям. Это очень обидно и печально, ведь только взаимодополняя друг друга, можно построить стройный образовательный процесс, не забывая о здоровье детей, об их нагрузке, которая очень часто неоправданно завышена. Многие дети, начиная с младших классов, делают домашние уроки до глубокой ночи. Отсюда и неврозы, психические срывы; часто, придя, наконец, в музыкальную школу, дети плачут, многие засыпают или впадают в депрессию.  А общеобразовательная школа «кивает» на нас - вы детей передерживаете и утомляете.
Непосильные, неумеренные  домашние задания из общеобразовательной школы - вот, где «собака зарыта»! Но кто станет об этом беспокоиться? Уже очень давно у многих детей плюс к нашей школе и репетиторы по всем предметам. Как тут не сойти с ума! Сегодня это уже такая проблема, над которой не просто пора задуматься - её необходимо решать поскорее! Да вот беда - задуматься некому. В результате страдают наши дети и их родители.
Из личного опыта знаю - если прийти в общеобразовательную школу по набору в начале сентября на родительские собрания (так сказать в «День открытых дверей»), то запуганные родители будут отмахиваться от учителей музыкальной школы, как от назойливых мух. Их перед этим так «пропесочат» предстоящими глобальными задачами главной школы, что, просчитав всё в уме, уже никакой родитель не захочет для своих детей ни музыки, ни танцев, ни спорта - ничего!
Корень зла в том, что общеобразовательная школа все свои проблемы и задачи хочет «повесить» на родителей. Это то,  от чего я призываю отказаться в школе музыкальной, делая с ребятами всю работу исключительно в классе, или задавая   домой лишь минимум повтора.
Раньше, чем к окончанию первой четверти родители не одумаются и не смогут трезво оценить ситуацию, поэтому большой приток детей в музыкальную школу приходится именно на этот период. И вот такая картина повторяется из года в год, это тоже реальная сегодняшняя жизнь, не считаться с которой никак невозможно.
Мою работу можно было бы назвать «С любовью к детям».  Это тоже было бы верным, т. к. за долгие годы, я бы сказала, сотрудничества с детьми уважение и любовь к ученикам были и остаются для меня главными приоритетами.
Нельзя забывать, что, по сути, учебный класс- та же сцена, где учитель самый главный актёр. Ребята всегда знают, какое у тебя настроение, они обязательно похвалят твоё новое платье, а непосредственные малыши, стоя возле фортепиано, попросят «потрогать красивые бусы». В таком тесном общении я вижу смысл - дети не зажаты, они по-человечески открыты и им интересен учитель, не безразличен. Ребята чувствуют, что учитель знает много интересного и готов с ними поделиться. Особенно здорово, если учитель умеет пошутить. Я, например, с ребятами младших классов часто это делаю. Говорю, к примеру: «А теперь откроем нашу книженцию». Публика в восторге! Они готовы открыть целый том, лишь бы идти за учителем, вместе с учителем, рядом с учителем.
Наблюдая за работой школы долгие годы, я пришла к выводу, что самое страшное - это не неумение учителя, не малый профессионализм, а равнодушие. Есть учителя-«начётчики». Отчитали свои часы, закрыли за собой дверь класса и забыли о детях, о школе, обо всём, что с ней связано. Иногда видишь как такой горе- учитель пол урока пописывает журнал, а ученики в это время поигрывают с мобилками (солдат спит - служба идёт). Это жуткое явление, к образованию не имеющее никакого отношения. Можно, конечно не лезть не в своё дело, пройти мимо. Однако…ребят жалко!
Есть ещё одна категория учителей - страшилок. Такие  бабушки - Бабаи, запугивающие детей словом «сольфеджио». Ещё одно уродство, глубоко укоренившее в школе.
Для думающего и ответственного педагога на кону всегда два ведущих вопроса - «Что делать с группой» и «как делать». И уж конечно готовиться к уроку надо дома, заранее; импровизация вещь хорошая, в музыкальной школе даже чудесная, но в практике проведения урока она не должна быть ведущей. Всё логическое построение урока должно развиваться вокруг главной (или главных) целей и задач урока. Я за систему в подаче материала и уже говорила об этом.
К слову сказать, воспитание учащихся в музыкальной школе – процесс очень не простой ещё и потому, что требует и от учителя, и от ученика многолетнего долготерпения. Ведь не секрет, что результат работы даже у одного и того же учителя, но с разными учениками может и получиться разным – один ученик уже давно разучил пьесу и работает над нюансами, а другой  лишь только текст как-то осилил. Здесь дело во многих факторах – и в способностях, и в сообразительности, и в собранности, и в умении учиться.  Поэтому сравнительная характеристика учащихся в данном случае ничего не отражает. Ведь конечная цель учителя - научить любого ученика. А каким путём – вот в этом и отражается настоящий профессионализм! 
 
В нашей повседневной школьной работе, как и в любой другой, лозунг «хотеть - значит мочь» принципиально важен. Если учитель хочет самообразовываться, интересоваться современной музыкой, он всегда будет впереди на много шагов. К такому учителю спешат с вопросами и любознательные ребята и коллеги; с ним всегда будут советоваться. Ученики часто просят ноты популярных песен, просят записать аккорды буквами (особенно гитаристы). И вот здесь я напоминаю ребятам, что запись музыки – и есть музыкальный диктант, ведь записать можно любую мелодию. Я стараюсь исполнить их просьбу не сама, а вместе с ними. Пусть у них в чём-то и будет ошибка, но останется главное - не получить готовенькое (ведь для учителя это не составляет никакого труда), а применить свои навыки и не бояться магического слова «диктант». Это  тоже момент истины - это смысл обучения, чтобы ученик учился сам оформлять услышанное и полюбившееся, чтобы не найдя рядом педагога, не боялся трудностей, а сам пытался их преодолеть!   
За долгие годы работы в школе я пришла к выводу, что если сам педагог  чего-то боится, что-то не умеет и не хочет постичь неизведанное, то, как правило, это своё отношение он передаёт и своим ученикам. Они и школу окончат, будучи уверены, что джаз- это плохо, играть и петь песни - это дурно, подбирать по слуху - непозволительно. Сегодня это выглядит как средневековое мракобесие. Я убеждена, что всякое предубеждение, переданное ученику, неправомерно. Не всё нужно передавать учащимся. Своё личное отношение и взгляд, на какие- либо стороны музыкальной жизни (и не только музыкальной) должны оставаться при учителе. Лучше жить по библейскому закону, о котором в трудные минуты я сама себе напоминаю – «Делай как должно, и будет, как будет!»
Учитель в школе человек публичный и каждое его слово может рассматриваться «под микроскопом». В моей жизни мне несколько раз приходилось начинать работу в выпускных классах что называется  «с нуля». Но моё личное мнение никогда не озвучивалось ни в закоулках школы, ни во всеуслышание. Считаю, если педагог принял на себя работу в данном классе, значит надо так её построить, чтобы успеть по возможности максимально пройти весь материал, а не хулить предшественников. Всё равно делу не поможешь, а скандалистом прослывёшь наверняка!
Нельзя так же навязывать свой личный опыт коллегам по цеху. Я всегда руководствуюсь правилом, которое гласит – «Вода и советы нужны лишь тем, кто их просит».
Мой опыт работы вовсе не уникален, это просто мой взгляд на работу музыкальной школы сегодня. Когда–то я сама училась, читала и вдумывалась в работы  таких теоретиков, как Давыдова, Барабошкина, Андреева, Подвала, Островский и других педагогов. Многое конспектировала, над многим размышляла, что-то принимала, а что-то и отвергала. 
Разумеется, я не претендую на то, чтобы этот скромный труд стал такой инструкцией, которой необходимо придерживаться. Сколько есть учителей, столько будет и мнений, и взглядов на проблемы сольфеджио.
 
Моё заключительное слово таково:

•    Учитель музыкальной школы обязан быть подлинным музыкантом и это не только его личное дело! 
•    Предмет «сольфеджио» именно тот предмет, который должен помочь ребёнку полюбить Музыку, найти в ней себя как личность, сделать музыку необходимой частью его жизни.
•    Музыкальная школа, как уникальное образовательное заведение, должна всеми составляющими стремиться именно к такому итогу образования, попутно в каждом ученике видеть личность.
 
<< Початок < Попередня 1 2 3 Наступна > Кінець >>

Всього 3 - 3 з 3
 
 

© 2020 Нотне видавництво «Мелосвіт» - ноти, нотні збірки, музична література.
Лайф-коучинг