Головна сторінка
Наші видання
Де придбати?
Як замовити?
Наші новинки
Музичні сувеніри
Авторам
Статті
Контакти
Українська мова

Зателефонуйте нам:
(044) 331-29-42

(050) 31-31-255
(Viber, Telegram)

(097) 726-33-26
(063) 465-59-40
(091) 333-99-88


Статті
С любовью к его величеству «Сольфеджио» (часть 2)
Лишь кропотливая  ежеурочная  работа над текстом приучает учащихся не прыгать «галопом по Европам», а внимательно относиться к каждой ноте, к любому ритмическому рисунку. Спешка в данном «мероприятии» категорически противопоказана - ребёнок должен всё увидеть, всё рассмотреть, спокойно осознать. Необходимо подчеркнуть, что работа над ритмом – прежде всего работа для сольфеджиста, а не для педагога в классе по специальности.
Я утверждала и утверждаю, что ученик не должен бояться текста, что хорошая и качественная работа учителя в классе в конечном итоге состоит в том, чтобы так обучить ребёнка, чтобы дома он сам без помощи взрослого мог выполнить домашнюю работу. У ребёнка могут  возникнуть  затруднения с выполнением домашнего задания, но они не должны носить характер катастрофы, когда в школу прибегают насмерть перепуганные родители, или когда выискиваются какие-то  знакомые, где-то,  когда-то занимавшиеся музыкой, и в спешном порядке призываются на помощь ребёнку. Ничего хорошего это не сулит, ничего кроме вреда не несёт. Не говоря уже о том,  что разрушается доверие к учителю, к его способности научить. А ведь домашняя работа – это закрепление навыков, освоенных на уроке, и если ребёнок хорошо обучен в классе, то  дома он и родителей может научить (в идеале).
Работа над грамотным текстом – это «львиная» доля всего обучения  сольфеджио.
Мне могут возразить, что главным или в такой же степени важным является написание диктанта. В конце концов, у каждого педагога может быть своё мнение и своё видение вопроса.
Реалии сегодняшнего дня диктуют свои законы, игнорируя которые мы идём неверными путями. Во все времена  (включая и лучшие времена) суть диктанта сводилась к форме проверки знаний. И если ученик не может читать с листа, строить и воспроизводить элементы музыкального языка внутри конкретной тональности; если ученик не владеет пониманием ритмических особенностей, то о какой логической записи музыки, где у истоков обязана быть голова ученика, о какой записи музыки может идти речь?
В лучшем случае, в своём ужасном виде это выглядит так: один (два) способных ученика действительно пишут головки нот, кое-как выставляют ритмический рисунок. Остальные учащиеся не способны справиться и с таким заданием. Кроме того, их подводит память, которая не активизирована хоть малейшим предварительным анализом. Вот и выходит, что ученики класса в подавляющем большинстве с записью диктанта не справляются. А на эту форму работы уходит драгоценное время- половина урока (если не больше). По сути, учитель как - бы озадачил учеников, а дальше издали наблюдает за процессом.
Но ведь можно же подойти к решению проблемы и по – другому, пойти иным путём, который активизирует класс в целом, делает работу увлекательной, музыкальной, посильной для учащихся, а главное достигает цели обучения и воспитания, не внося в работу над диктантом «флёр» запугивания, боязни. Таких вещей следует всячески избегать, пресекать на корню.
Это именно те нежелательные моменты, которые  и перевешивают чашу весов, когда ставится и решается глобальный и вечный вопрос - быть или не быть? – учиться или не учиться в музыкальной школе? Лично для меня это всегда трагедия, если ученик так просто решается «бросить» музыку. Это значит, что для ученика это сделать легко! Значит, чего-то школа не смогла, не захотела, не создала для ученика режим благоприятствования, не пошла на какие-то уступки, не отнеслась с пониманием к  судьбе конкретного, пусть и маленького человека. Это значит, что не было подлинного контакта с семьёй ученика, с его родителями. Ребёнок не доучился, не был остановлен мудрыми взрослыми в самом начале своего пути. Ему не объяснили простую  житейскую истину: всегда надо доводить до конца начатое дело. А кроме всего прочего, ученик ушёл в мир недоученным, неграмотным - и всё это минус всей школе.
Конечно, бывают всякие нюансы ухода учащихся из школы. Но ясно также главное, что не организация учебного процесса должна быть основанием для такого шага ещё только начинающего жизнь человека!
Мы порой воспитываем не только учеников, а и их родителей. Воспитание родителей ещё более трудный процесс по сравнению с воспитанием детей. Если ребёнок -  это просто белый лист бумаги, то для каждого родителя его чадо – гений и  этот родитель ждёт от тебя, что ты  «слепишь» из него второго Моцарта. Результаты ожидаются уже «сегодня», максимум «завтра», а ещё лучше «вчера». И если этого не происходит, или не происходит в таком виде, как предполагает родитель, то выяснения отношений не миновать. Случается,  что и сам учитель необоснованно беспочвенно  обнадёживает учеников и родителей. В данной ситуации от учителя  требуется, прежде всего такт, воспитанность, выдержка, внимательное и вдумчивое отношение к ученику и его семье, Ведь за поступком учителя всегда стоит имидж школы и забывать об этом нельзя никогда, хотя безусловно не надо давать «садиться» себе на голову кому бы то ни было.
А с музыкальным диктантом я предпочитаю идти другим путём.
Во-первых,  детям сразу говорится, что мы будем учиться записывать музыку, и это называется диктантом. Вместо одного большого «заковыристого» диктанта лучше всего подобрать несколько диктантов поменьше, включающих в себя конкретные задачи и трудности. И уже над ними работать быстро, весело и интересно. Анализ при этом обязателен (не всегда детальный), но хотя бы в общих чертах. Какой-то диктант можно записать на доске (по предложениям двумя учениками). Какой- то диктант предложить детям записать самостоятельно в тетради - главное недолго. Можно при этом задавать и наводящие вопросы. Главное, чтобы ребёнок при этом не сидел сиднем и не глядел в потолок, или потихоньку не играл с мобилкой. Работать должны все ученики. Более способные могут тут же странспонировать и даже сыграть диктант вместо учителя. Я считаю, что хорошо и правильно обученные ученики должны уметь записать любой диктант, любую мелодию; по крайней мере, они должны иметь представление  как надо записывать музыку.
Организация работы над диктантом в классе на сегодняшний день нелегка и тому много причин.
Действительно перед учителем в классе сидят дети, из которых только единицы ходят постоянно на все уроки, не пропуская их без веских причин. У остальных детей много всяких кружков и на сольфеджио они иногда «залетают», как птички, отмечаются и улетают. Ясно, что с таких ребят спрос очень невелик. Бывает, что ребята пропускают не один, а много уроков (по разным причинам).
И, в результате имеем то, что имеем. Как ни бейся учитель, а постоянно ходить на все уроки заставить ребят не может никто!
Однако,  диктант никто не отменял и писать его надо.
И здесь учителю можно идти 3-мя путями:

1.    настроить слух, проиграть диктант, «отдать» на его запись весь урок, похвалить  единицы, написавших работу, исправить ошибки в тетрадях у остальных  учеников;
2.    вариант - проанализировать прослушанную мелодию до конца и дать время для записи диктанта;
3.    вариант, когда видно, что справляются лишь единицы, проанализировать мелодию до конца, дать записать хотя бы начальную фразу, а далее - по фразам или у доски или в тетрадях вслух с разбором ритмических трудностей. Может это и не самый лучший метод, но при такой посещаемости детей никак невозможно сделать написание диктанта делом всей жизни педагога! Гораздо важнее, чтобы ребята осознавали,  понимали, что они делают.

Я уже говорила, что для меня главное - научить ребят читать с листа, а тратить целый урок на запись одной лишь мелодии - в реальной сегодняшней жизни – непозволительная роскошь. Действительно, есть учителя, у которых дети вышколены и пишут «как часы», но при этом , как правило, страдают другие формы работы. Учитель всегда стоит перед проблемой выбора - чему  больше посвятить времени урока - диктанту  , чтению с листа или другим формам работы, ведь время урока не безразмерно! Один урок в неделю- это не так много, а успеть нужно прилично. Вот и приходится выбирать. Да и потом, если помнить, что диктант- проверка знаний и навыков, то нужно же ещё время, чтобы получить эти навыки и знания! Словом, проблемы есть, но они не должны быть «проблемными» для детей!
Здесь уместно будет сказать ещё вот о чём. Многие молодые педагоги (и не очень молодые), обучая детей написанию диктанта, практически полностью фиксируют своё внимание, а значит и внимание детей, исключительно на конструктивных, специально созданных, методически подобранных диктантах. Я считаю такую практику в школе неправомочной и не вполне оправданной. К слову сказать, по мере надобности, я и сама могу сочинить и использовать подобные «ходули». Но это же не музыка! Такие конструктивные диктанты, особенно если они преобладают в практике педагога, могут убить в ребёнке всякое представление о живой, эмоциональной музыке. Я ещё допускаю использование конструктивных примеров, в качестве какой- либо слуховой «разминки» перед последующим написанием главного - диктанта. Как игра  упражнений  Ганона  или этюдов перед исполнением  основной программы.
Уместно спросить - а где же музыка? Где музлитература - многоплановая, разнохарактерная - налицо опять разрыв между предметами, а главное для чего? Такие «мёртвые» диктанты способны убить душу ребёнка и, как мне кажется, использовать их в детской музыкальной школе можно очень осторожно, лишь при большой необходимости и не ранее, чем в старших классах школы. В училище и консерватории подобный материал вполне оправдан и уместен - там люди учатся профессиональному  мастерству и уже хорошо натренированы.

 У педагога на уроке по сольфеджио вообще не должно фигурировать слово «трудно». Если в начале объяснения педагог использует такое слово, по сути, он никогда не сможет донести до ученика новый материал, он уже расписался в своей несостоятельности. Я предпочитаю в объяснении материала другое словосочетание  «Это очень легко -  судите сами»… и поехали.
Музыка должна быть праздником для детей, а не жестоким наказанием. И если в классе по сольфеджио царит праздник- это залог успешного творческого процесса, потому что музыкальное обучение - именно творческий процесс; познание музыки должно сопровождаться… музыкой. Потому учитель обязан всю жизнь учиться, познавать, узнавать.
Получение знаний (не только музыкальных) - это так прекрасно! К счастью сейчас это и доступно многим. Существует и Интернет, печатается множество нот и книг о музыке. В конце концов, существуют библиотеки. И ничего не мешает истинному учителю окунуться в многообразный  музыкальный мир. Только классическая музыка- сегодня этого уже мало. Хороший вкус ученика  должен стать заботой музыкальной школы. Мало научить ребёнка играть на инструменте. Чтобы ответить на многие вопросы пытливых и любознательных ребят, самому учителю надо многое уметь, во многом разбираться. А для этого хотя бы интересоваться различным спектром окружающей всех нас музыки. Чтобы утверждать что-то, надо аргументировано уметь доказать свою точку зрения, лучше доказать играя.
Хорошо, если учитель умеет играть, как правило, и ученики его стремятся к тому же – всё-таки сила личного примера бесценна! И никакими цветистыми рассказами о музыке нельзя заменить исполнение в классе в лице педагога или ученика, Ясное дело, не все педагоги умеют играть, но «под лежачий камень и вода не течёт». Необходимо стремиться  что-то разучить, в конце концов, выучить то, что может быть востребовано в течение долгой работы - просто к этому необходимо приложить усилия.
Сегодня уже нельзя работать по старинке, когда в музыкальную  школу попасть было невозможно. В борьбе за ученика школа обязана предлагать учащимся хорошо образованных педагогов, способных работать на современном уровне. Никому не нужны сегодня устаревшие методы работы, когда в ребёнка «вколачиваются» никому ненужные знания, которые ученик тут же забывает, навсегда уйдя из школы, и ненавидя «музыку» в душе. Уже давно пора взглянуть в глаза ребёнка и увидеть в них радость и печаль, а иногда и подлинное горе. По сути своей хороший Учитель музыкальной школы – это Учитель с большой буквы - это просто ответственный и совестливый  человек, неравнодушный к судьбе детей. Только в таком альянсе можно учить разом многих учеников, что и заложено для групповых занятий по сольфеджио. Только с установкой, что не бывает в природе «плохих учеников», можно заходить в класс к ребятам. Мне могут возразить очень многие коллеги, что в  музыкальном обучении  первостатейно  важны способности. Да, это так, от этого никуда не деться! Отвечу я словами Д. Б. Кабалевского – все дети учат в школе математику и химию, но далеко не все становятся Лобачевскими и Менделеевыми.
Наша конкретная задача - дать ученику музыкальные знания. Сегодня поступают в музыкальные училища и в другие музыкальные заведения считанные единицы. Считанные единицы выпускников в силу многих причин желают связать свою дальнейшую жизнь с музыкой. А поскольку в музыкальных школах действительно способных детей не так уж много, по моему глубокому убеждению (его разделяют и некоторые мои коллеги), такие ученики должны находиться в умелых руках. Обучение таких детей должно проходить по другому сценарию, здесь уместны и индивидуальные занятия по сольфеджио, чтобы достойно подготовить ученика и для будущей профессиональной учёбы, и для представления на различных конкурсах и Олимпиадах от данной школы. Именно такой подход представляется мне реальным и разумным.
Мы все знаем, как тяжело стало работать в последнее время. Очень многие дети ослаблены, часто болеют, пропускают много занятий. И педагогу в классе бывает ох, как трудно и материал пройти, и понять кто из учеников что именно не учил, пропустил. Карантины выбивают учащихся надолго из учебного процесса. Поначалу ребята «догоняют» общеобразовательную школу, и только потом приходят учиться к нам. И здесь важно с пониманием отнестись к ученикам, мягко и деликатно вникать во все нюансы, помочь не раня, не обижая или упрекая ребёнка.
Процесс общения с учеником не всегда лёгкий. Никто не утверждает, что данный конкретный союз «ученик- учитель» создаётся на века и обязан существовать всегда. Всегда надо помнить, что это не брак- ученик не муж или жена, не сын родной. Всяко бывает, ведь все мы люди со своими характерами, способностями, да и с уживчивостью. Никакой крамолы нет в том, чтобы перейти к другому учителю, и там, где это понимают, проблемы не должны возникать. Всё должно быть направлено на то, чтобы создать ребёнку нормальную учебную  обстановку, а если ученика будет обучать другой учитель - ничего страшного в этом нет. Ведь это право родителей и ученика выбрать для себя школу и подобрать педагога. Такие нормы уже давно существуют во всём цивилизованном мире и везде это приветствуется. Главное в таких «переходах» в том, чтобы они происходили достойно.
За долгие годы вдумчивой работы я определила для себя несколько установок и правил. Когда я ещё только начинала преподавать сольфеджио, мне стало ясно, что цель моя с самого первого урока стремиться  преподнести материал детям на уроке таким образом, чтобы они его и усвоили сразу и запомнили навсегда. Поэтому новый материал я всегда подавала конкретно и просто, привлекая ассоциации, играя много музыкальных примеров. Я стремилась и стремлюсь к тому, чтобы ученик сразу, тут же возле меня всё понял, осознал и запомнил. И как выяснилось позднее, это было верно, т. к. выученное ранее мы просто повторяли, применяли и шли дальше.
Хочу коснуться ещё нескольких форм работы- пения элементов музыкального языка и чтения с листа. Для себя я считаю это главной работой. Осознание нотного текста, умение его проинтонировать и с такой же лёгкостью разобрать текст в классе по специальности -  по- моему это самое важное в классе по сольфеджио. Я не устаю повторять, что предмет «сольфеджио» не главный предмет в школе. Он выступает в содружестве с игрой по специальности  и занимает вовсе не ведущее место в табели о рангах. Моё мнение таково, что сольфеджисты призваны облегчить работу педагога по специальности. Роль сольфеджио как предмета музыкальной школы подчинённая, второстепенная, вспомогательная. Самая важная задача сольфеджистов - учить детей понимать всю логику и «механику» музыкального искусства.
Итак, элементы музыкального языка - это те кирпичики, из которых строиться дом.
Так, например, изучая с ребятами интервалы, я обязательно учу интонацию каждого интервала. Примеры стараюсь брать из жизни, из того материала, который дети слышат, или слышали и легко могут запомнить. Хорошо, если в выбранном примере повторяется «долбится» найденный второй звук. Изучение интервалов – очень кропотливая работа. Признаюсь, я искала найденные интервалы (и сейчас ещё в этом процессе) не годы, а десятилетия. Иногда приходит озарение. Только тогда, когда ученик «попробует» на зуб – точнее на ухо (т. е. «вкусит») интонацию интервала, только тогда он оторвётся от алгебры и перейдёт к гармонии. При этом знание математики обязательно. Ребёнок непременно должен пощупать интервал. Он должен его сыграть на фортепиано, на своём инструменте, ребёнок должен «поиграть» с интервалом - сделать из малого большой, из чистого грязный ( увеличенный или уменьшенный). Нужно предложить ученику найти интервал в тексте, обратить внимание на акустическую сторону звучания, при этом отметить, что все интервалы имеют свою личную, только для них одних характерную интонацию ( т. е. песню). При такой кропотливой и ежеурочной работе непременно будет результат , и ученик никогда не спутает интервалы один с другим, с радостью будет их осознавать.


Вот найденные мной песни - попевки:

ч1 ↑

«Андрей- воробей» или «Ты меня на рассвете разбудишь»

м2  

«Пусть бегут (неуклюже пешеходы по лужам)»

б2 ↑  

«Червону (руту не шукай вечорами») или начало любой гаммы

м3 ↑

«Несе Галя  (воду)»

м3 ↓

-«Степом, (степом йшли у бiй солдати)» или «Маленькой ёлочке (холодно зимой)»

б3 ↑ 

«Как у наших у ворот»  (она же укр. варианте  «Вiд Києва до Лубен»

б3 ↓ 

«Чижик - пыжик, (где ты был?) »

ч4 ↑

«Вставай, вставай, ( штанишки одевай!)»

ч4 ↓

«В траве сидел кузнечик»

ч5 ↑ 

«Ой, заграйте, дударики» (укр. коломийка) или «Мама, (первое слово, доброе слово в каждой судьбе)»- к/ф «Мама» муз. М. Дунаевского     или «По малину (в сад пойдём)»

ч5 ↓

«Дружба (крепкая не сломается)»

м6 ↑

«Два кольори мої, два кольори»

м6 ↓

«Я прошу (хоть не надоло)»

б6 ↑  

«В лесу родилась ёлочка» или «Пора, пора, (порадуемся на своём веку)»

б6 ↓

«Бьют часы (на старой башне») к/ф «Приключения Электроника»

м7 ↑ 

«Много песен (о Волге пропето») к/ф «Волга-Волга»

б7 ↓ 

«Ты меня любишь!» (Игорь Крутой)

ч8 ↑ 

«Засвiт встали козаченьки» или «Я первый (ученик среди ребят)»

А. Филиппенко


Вообще септимы я обычно строю от октавы.

Так же обязательно пропеваются интервалы на ступенях лада вначале подряд вверх и вниз, затем как последовательности из интервалов, или интервалов и аккордов (т. е. в разбивку).
Такая многоплановая работа вместе с предварительной распевкой в тональности (лучше по Агажанову) даёт очень хорошие результаты. С одной стороны слух ученика настроен в тональности, с другой стороны слух приучен к спокойному осознанному воспроизведению скачков на любые интервалы.
Кроме всего прочего, такие подготовленные учащиеся легко определяют интервалы (или их последовательности) на слух, а это ещё одна форма работы, связанная с пением.
Все абсолютно педагоги по сольфеджио знают, что без пения элементов музыкального языка нет, и не может быть осознания на слух. Поэтому цепочка «пою – значит  слышу» совершенно логична и неделима.
Такие же сравнительные таблицы можно предложить для пения всех изучаемых видов гамм и ладов.
На начальном этапе изучения аккордов я тоже охотно привлекаю популярные песни. При этом знание интервального состава аккордов само собой обязательно и всякий раз проверяется и закрепляется.
У меня такие песни (разумеется, что у других учителей могут быть другие примеры:

Маж 3/5  

«Заповедный напев, (заповедная даль)» - «Беловежская пуща» А. Пахмутова, «Легко на (сердце от песни весёлой)» – И .Дунаевский

Маж 3/5  

«Капитан, капитан, (улыбнитесь!)»

Мин 3/5 

«Чунга - Чанга»

Мин 3/5 

«Не плачь, девчонка» В. Шаинский

Маж 6    

«На душе и привольно и весело» А. Лепин к/ф «Здравствуй, Москва!»

Мин 6    

«Я не верю, (что бывает у любви короткий век)» или Пассакалия Г. Генделя

Маж 6/4 

Я  кукарача

Мин 6/4 

«Лунная соната» Бетховена или «Наша перепёлочка» или «Гуде вітер (вельми в полі») М.Глинки

Мин 6/4  

«Бабье  лето»  Джо Дессен  («Где же ты?»)

 
<< Початок < Попередня 1 2 3 Наступна > Кінець >>

Всього 2 - 2 з 3
 
 

© 2020 Нотне видавництво «Мелосвіт» - ноти, нотні збірки, музична література.
Лайф-коучинг